Россияне и иностранцы начали подавать заявки на обмен заблокированными активами, сообщил «Известиям» замминистра финансов Иван Чебесков.
У них эти активы находятся в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream, у нас — в Национальном расчетном депозитарии (НРД). Пришлось создавать механизм, который помогает обмениваться замороженными ценными бумагами в размере до 100 тыс. рублей.
Наше государство, напомним, пошло навстречу владельцам акций. Еще 8 ноября 2023 г. вышел Указ президента РФ № 844 о заблокированных в РФ бумагах иностранцев, которые хранятся на специальных счетах типа «С».
Предлагался обмен на активы россиян, замороженные в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream. Чем не жест доброй воли?!
Однако Минфин США 12 июня ввел рестрикции против Мосбиржи, при которой и находится этот НРД и счета «С» с ценными бумагами иностранцев, замороженными нами в ответ на санкции. Инвесторы не против обмена, но без разрешения бельгийского (он же ЕС) и американского регуляторов возврат средств весьма затруднителен. Так что «обмен на мосту» опять под вопросом.
Экономист Никита Масленников предполагает, что процесс, скорее всего, затормозится на какое-то время — до разъяснений Центробанка с Минфином:
— Конечно, пока действуют соответствующие правила, процесс обмена и возврата своих средств можно начинать, но в реальности все находится в зависшем состоянии.
«СП»: Не затянется ли все лет на сто, как было, скажем, с ценными бумагами Франции, выпущенными во время Первой мировой войны, по которым наша страна благополучно расплатилась уже после развала СССР, не желавшего слушать про долги Российской Империи?
— Думаю, что все разрешится достаточно быстро. Ведь существует определенный контекст подталкивания нашей страны к мирным переговорам. Мы на это не идем, но обмен мнениями резко усилился, поэтому какое-то развитие неизбежно, либо военное, либо дипломатическое. Мы сейчас находимся как раз в точке поворота. А все эти обмены заблокированных активов с той и другой стороны — производные, зависящие от многих обстоятельств.
Конечно, все усугубляется политическими решениями Запада. Ведь мы должны будем отвечать на решения «Большой семерки» о выдаче кредита киевскому режиму под залог доходов от наших заблокированных бумаг. Отвечать своими конфискационными мерами. Если это произойдет, то обмен ценными бумагами под большим риском заморозки.
Но, с другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и то, что на коллективном Западе общественное мнение будет меняться под воздействием потерявших или, по крайней мере, утративших надежду получить свои активы назад граждан.
«СП»: Какие именно ценные бумаги имеются в виду?
— Достаточно большое количество бумаг. Все те, что обращались у нас на бирже, как минимум все наши «голубые фишки», то есть акции крупнейших наших компаний с большой капитализацией и высокой ликвидностью. Нельзя сказать, что это бумаги одной какой-то фирмы…
Сколько вообще этих замороженных денег в виде коммерческих бумаг, банковских депозитных сертификатов, а также облигаций, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, векселей и прочих долговых расписок, точно не известно.
В 2023 году сообщалось, что на счетах типа «С» накопились 500 млрд рублей. Не 300 миллиардов долларов и евро, замороженных у нас Западом, но тоже хлеб.
Наши ответственные лица утверждают, что наши запасы «значительно превышает объем заблокированных за рубежом ценных бумаг российских инвесторов». Об этом заявляла, например, директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ Ольга Шишлянникова.
Министр финансов Антон Силуанов летом прошлого года оценивал в 1,5 трлн рублей стоимость заблокированных активов 3,5 млн россиян.
Некоторые независимые эксперты считают, что это все-таки значительно меньше, чем 5,7−6 трлн рублей, которые, по данным ЦБ, зависли у россиян, некогда доверившихся «свободному рынку» Запада.
Во всяком случае, наши граждане подали более миллиона заявок — всего на 35,3 млрд рублей, для обмена заблокированных активов. Заявки от иностранцев на участие в обмене, наверное, примерно сопоставимы в денежном выражении.
Иностранцам даже не обязательно получать в пользование ценные бумаги по итогам обмена на свои счета в Euroclear. Западные инвесторы теоретически могут перевести активы в любой другой депозитарий, который со временем позволит ими распоряжаться, например, в одной из дружественных России стран, в Индии или в Китае.
Но даже при смене собственника ценных бумаг с российского инвестора на зарубежного, активы все равно … останутся замороженными. Пока их не разблокируют в Clearstream и Euroclear с разрешения европейских регуляторов.
Нашим инвесторам нынче сложнее. Они, конечно, могут подавать иски. Отсудить деньги у Euroclear успели «Росбанк», УК «Лидер». Причем в Арбитражном суде Москвы. Среди претендентов на возврат средств банки МТС, «Санкт-Петербург» и бывший сенатор от Чукотки, частный инвестор Ефим Малкин.
Однако новая эскалация может затормозить или полностью остановить обмен активами. Хотя в теории график обмена составлен.