Стоит сократить издержки для нефтяных компаний, как цены на топливо внутри страны стабилизируются.
Такое мнение высказал гендиректор одного из резидентов «Сколкова», маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин.
Сокращение производства бензина из-за ущерба инфраструктуре нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из-за атак БПЛА ВСУ, считает он, а также простои НПЗ из-за затягивающихся сроков ремонта в связи с санкциями на поставку оборудования и сокращение баланса прибылей и убытков подталкивает нефтяников к повышению оптовых цен, что впоследствии неизбежно отражается на розничных продажах.
Чтобы нивелировать это повышение, полагает эксперт, нужно, во-первых, снизить действующие ставки РЖД для нефтяников, которые существенно выше, чем для угольщиков, а, во-вторых, частично сократить акцизы на топливо.
«Согласно действующим нормам, 74,9% поступлений по акцизам на бензин и дизельное топливо направляются в региональные бюджеты, а 25,1% — в федеральный. Отказ от „федеральной“ части акцизов может сэкономить нефтяникам около 250 миллиардов рублей в год», - заключил Терешкин.
Неужели для того, чтобы снять больной для нашей страны вопрос со стоимостью топлива, достаточно сделать всего пару столь незамысловатых шагов? Интересно, почему до сих пор они не предприняты?
— Для розничных цен на топливо все вышеозвученное не сыграет ровно никакой роли, — поделился своим видением ситуации ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— В себестоимости литра бензина примерно 75−80% приходится на всевозможные налоги и сборы в бюджет государства. И вот акцизы как раз можно было бы снизить в целях стабилизации цен на бензин. Но тут сразу же встает вопрос о том, что в этом случае наш бюджет недополучит какие-то ощутимые суммы. Учитывая, что в данный момент дефицит нашего бюджета составляет около 1%, значит, он станет еще более дефицитным. И наш финансовый блок в правительстве, конечно же, такого поворота событий допустить никак не может.
Следовательно, такой вариант со снижением акцизов я лично считаю нереальной историей. Скорее всего все закончится тем, что правительство по итогам года «уложит» рост цен на топливо в рамки прогнозируемой на уровне 9−9,5% инфляции.
«СП»: А что касается снижения прочих издержек?
— Это уже вопрос сдерживания не розничных, а скорее биржевых цен. Там у нас, действительно происходят волнообразные скачки. Например, из-за уменьшения поставок бензина со стороны нефтяных компаний из-за того, что запланированные ремонты НПЗ заняли больше времени, чем ожидалось, и какое-то время существовала даже угроза физической нехватки топлива из-за этого, с чем и связан был запрет на экспорт и рассматривался вариант закупки бензина в Белоруссии.
«СП»: Но ведь биржевые цены все равно рано или поздно отразятся на розничных ценах для рядовых потребителей.
— По моему личному убеждению, правительство вполне может в очередной раз включить «ручное управление» и жестко довести до нефтяников свое неформальное требование — не допустить роста цен на бензин выше уровня инфляции. Вплоть до того, что вновь, образно выражаясь, кулаком по столу стукнет.
На каком-нибудь внешне дежурном совещании по ситуации на топливном рынке нефтяникам дадут понять, что если они за рамки инфляции выйдут, для них увеличат, скажем, налоги и сборы или введут новые. А может, сократят выплаты по демпфирующим механизмам, как это уже было в 2023 году.
Впрочем, никакие меры, как мне кажется, не прервут эту традиционную для нас волнообразность в росте цен на бензин: грозный окрик государства нефтяникам — стабилизация цен на бензин — выход цен за рамки инфляции — грозный окрик государства — очередная стабилизация цен. Бензин так или иначе все равно будет дорожать.
А что же насчет снижения тарифов РЖД? Это, в отличие от остальных предложенных мер эффективное средство стабилизации бензиновых цен?
— Надо понимать, что стоимость тонны любого угля существенно ниже стоимости тонны любой нефти. Но определенная скидка со стороны РЖД для угольщиков подразумевает, что объемы железнодорожных перевозок угля значительно больше, чем аналогичные перевозки нефти и нефтепродуктов, — подчеркнул политолог Алексей Анпилогов. — Соответственно, просто так, образно выражаясь, экскаваторным ковшом вынуть из кармана РЖД эти деньги, и переложить их в карманы нефтяников не получится.
Нужно отдавать себе отчет, что в этот момент времени «завалятся» объемы перевозки угля, которые в абсолютных выражениях гораздо более существенны для балансировки перевозок РЖД как организации, продающей тарифы на свои услуги с учетом интересов всего пула перевозчиков, чтобы обеспечить наполнение всех товарных маршрутов. В общем и целом сам по себе чисто фискальный путь не решает вопроса со стабилизацией цен на топливо.
«СП»: А какой решает?
— Нам в России стоило бы поработать над глубиной нашей нефтепеработки и технологиями работы с тяжелыми сортами нефти. Это «ахиллесова пята» нашей нефтянки. Если не заниматься сиюминутным переложением денег из одних карманов в другие, а более вдумчиво и тонко подойти к проблеме, можно существенно увеличить количество нефти, превращаемой в наиболее товарные фракции, тогда на выходе у нас будет значительно меньше гудрона или битума, а больше дизеля и того же бензина с более высокой прибавочной стоимостью.
«СП»: Но как этого добиться в условиях международных антироссийских санкций в нефтяной отрасли?
— Да, раньше мы очень сильно полагались на западное сырье и оборудование в вопросе нефтепереработки. Но дело все в том, что все основные фундаментальные вещи были сделаны еще в 60−70 года прошлого века. И сейчас все, что нам нужно сделать, так это запустить какой-то инвестиционный проект, который поддержало бы государство, по восполнению возникших из-за санкций пробелов в производстве необходимых катализаторов, оборудования и прочего путем импортозамещения. Уверяю вас, это не какая-нибудь микроэлектроника, где требуются многомиллиардные долларовые вливания и долгие годы на выращивание своих специалистов.
У нас есть собственная научная база в этой сфере, так что мы можем сравнительно быстро достичь уровня нефтепереработки не хуже, чем в США, а то и выше. Просто у нас все это время не было соответствующего запроса на отечественные технологии, а теперь есть насущнейшая потребность в этом.
Мы слишком полагались на сервисные или монтажные зарубежные компании в нефтяной сфере, которые ушли с нашего внутреннего рынка с введением международных санкций против России, так что теперь техническое обслуживание, например, придется развивать практически с нуля.
Нефтяникам нужно просто понять, что времена, когда можно было «выехать» только на том, чтобы попросить в очередной раз каких-то льгот у государства, уже прошли. Дальше это будет работать все хуже и хуже, равно как и попытки переложить издержки на потребителя. Нужно понимать, что мы все оказались в одной лодке под названием «Россия», и никто на чужом горбу больше в ней просто так не выедет.