Фото: Berlin Graduate School of Ancient Studies
Бронзовые и кремневые наконечники стрел были найдены в долине Толлензе на северо-востоке Германии, рассказывает CNN. Исследователи впервые обнаружили это место в 1996 году, когда археолог-любитель заметил кость, торчащую из берега реки Толлензе.
С тех пор в ходе раскопок было обнаружено 300 металлических находок и 12 500 костей, принадлежащих примерно 150 людям, павшим в битве на этом месте в 1250 году до нашей эры. Найденное оружие включало мечи, деревянные дубинки и множество наконечников стрел, в том числе некоторые из них были найдены все еще в костях павших.
По словам исследователей, изучающих этот район с 2007 года, прямых свидетельств более раннего сражения такого масштаба обнаружено не было, поэтому долина Толлензе считается местом старейшего сражения в Европе.
Изучение костей позволило получить некоторое представление о мужчинах — все они были молодыми, сильными и работоспособными воинами, у некоторых из них зажили раны, полученные в предыдущих стычках. Но подробности о том, кто был вовлечен в жестокий конфликт и почему они сражались в такой кровопролитной битве, долгое время ускользали от исследователей, отмечает CNN.
Письменных свидетельств, описывающих эту битву, нет, поэтому, поскольку команды археологов раскопали в долине еще несколько находок, они использовали хорошо сохранившиеся останки и оружие, чтобы попытаться собрать воедино историю, стоящую за древней битвой.
Теперь группа исследователей, изучающих наконечники стрел, использовавшиеся в битве, обнаружила свидетельства того, что в ней участвовали как местные группировки, так и армия с юга. Эти результаты, опубликованные в журнале Antiquity, свидетельствуют о том, что столкновение было самым ранним примером межрегионального конфликта в Европе, и поднимают вопросы о состоянии организованного вооруженного насилия тысячи лет назад.
“Наконечники стрел являются своего рода ”неопровержимым доказательством", — заявил ведущий автор исследования Лейф Инсельманн, научный сотрудник Берлинской высшей школы античных исследований при Свободном университете Берлина. — Точно так же, как орудие убийства в детективе, они дают нам ключ к разгадке тайны преступника, бойцов, участвовавших в битве в долине Толлензе, и откуда они взялись”.
Предыдущие находки иностранных артефактов, таких как чешский бронзовый топор и меч из юго-восточной части Центральной Европы, а также анализ останков позволили предположить, что в битве в долине Толлензе участвовали чужаки. Но исследователям нового исследования было любопытно посмотреть, какие подсказки могут дать наконечники стрел.
Когда Инсельманн и его коллеги проанализировали наконечники стрел, они поняли, что двух одинаковых наконечников не бывает, что не вызывало особого удивления до начала массового производства. Но археологи смогли выявить ключевые различия в формах и особенностях, которые указывали на то, что некоторые наконечники стрел были изготовлены не в Мекленбурге — Передней Померании, земле на северо-востоке Германии, где находится долина Толлензе.
Инсельманн собрал литературу, данные и примеры более чем 4700 наконечников стрел бронзового века из Центральной Европы и составил карту их происхождения, чтобы сравнить их с наконечниками стрел из долины Толлензе.
Согласно исследованию, многие из них соответствовали стилю наконечников стрел из других мест в Мекленбурге-Передней Померании, что позволяет предположить, что они были местного производства и носили их мужчины, которые называли этот регион своим домом.
Но другие наконечники стрел с прямыми или ромбовидными основаниями, боковыми отростками и зазубринами соответствовали наконечникам из южного региона, который сейчас включает в себя современную Баварию и Моравию, сказал Инсельманн.
“Это говорит о том, что по крайней мере часть бойцов или даже целая боевая группировка, задействованная в долине Толлензе, происходит из очень отдаленного региона”, — написал Инсельманн в электронном письме.
Инсельманн и его коллеги считают маловероятным, что наконечники стрел были привезены из другого региона для использования местными воинами. В противном случае они ожидали бы найти свидетельства наличия наконечников стрел в церемониальных захоронениях в регионе, которые практиковались в эпоху бронзы.
По словам соавтора исследования Томаса Тербергера, дамба, пересекавшая реку Толлензе, построенная примерно за 500 лет до битвы, предположительно, стала отправной точкой конфликта.
Тербергер, профессор кафедры доисторической и исторической археологии Геттингенского университета Германии, изучает это место, представляющее собой участок реки протяженностью 3 километра, с 2007 года.
“Дамба, вероятно, была частью важного торгового маршрута, — сказал он. — Контроль над этим узким местом вполне мог стать важной причиной конфликта”.
Однако тот факт, что исследователи не нашли никаких четких свидетельств в области источников богатства, таких как шахты по добыче металла или соли, делает теорию о торговых путях менее вероятной, говорит Барри Моллой, доцент школы археологии Университетского колледжа Дублина. Моллой не принимал участия в исследовании.
“Причин для войны было много, но, на мой взгляд, скорее всего, речь шла о том, что одна группа стремилась установить политический контроль над другой — это было давно известно — с целью систематического извлечения богатства с течением времени, а не просто в качестве грабежа”, — сказал Моллой.
Точные масштабы и причина сражения остаются неизвестными, но найденные на данный момент останки и оружие позволяют предположить, что в нем участвовало более 2000 человек. Исследователи полагают, что в долине сохранилось еще больше человеческих костей, что может свидетельствовать о сотнях жертв.
13 век до нашей эры был временем активного торгового и культурного обмена, но находки бронзовых наконечников стрел по всей Германии свидетельствуют о том, что именно тогда возник вооруженный конфликт.
“Эта новая информация значительно изменила представление о бронзовом веке, который был не таким мирным, как считалось ранее, — отмечает Тербергер. — В 13-м веке до нашей эры произошли изменения в погребальных обрядах, символах и материальной культуре. Я рассматриваю этот конфликт как признак того, что этот важный процесс трансформации общества бронзового века сопровождался жестокими конфликтами. Толлензе, вероятно, является лишь верхушкой айсберга”.
Новое исследование также указывает на расположение ранений от стрел, обнаруженных на останках, захороненных на месте битвы, что позволяет предположить, что щиты, возможно, защищали воинов спереди, в то время как их спины оставались открытыми.
По словам Моллоя, это исследование доказывает важность стрельбы из лука на поле боя, которая часто недооценивалась в предыдущих исследованиях военных действий бронзового века.
“Это действительно убедительное исследование, в котором с большим успехом используются обычные археологические методы, позволяющие получить представление о природе этого ключевого места доисторической битвы с точки зрения аспектов боевых действий и вовлеченных в них участников, — сказал он. — Авторы убедительно доказывают, что было по крайней мере две конкурирующие силы и что они были из разных обществ, причем одна группа преодолела сотни километров. Это важный момент для понимания логистики армий, задействованных в битве при Толлензе”.
Масштабность сражений заставила исследователей переосмыслить то, какой была социальная организация и ведение войны в бронзовом веке.
“Были ли воины бронзового века организованы как племенная коалиция, свита или наемники харизматичного лидера — своего рода "военачальника" — или даже как армия древнего царства?” – задается вопросом Инсельманн.
Долгое время исследователи утверждали, что насилие в бронзовом веке было мелкомасштабным явлением, в котором участвовали десятки людей из местных сообществ, но Толлензе полностью опровергает эту теорию, отмечает Моллой.
“У нас есть много мест, где мы находим свидетельства массовых убийств и даже истребления целых общин, — констатирует Моллой, — но это первый случай, когда демографические данные о погибших таковы, что мы можем обоснованно утверждать, что это были воины, а не, например, мигрировавшие целыми семьями”.
По его словам, общества бронзового века строили укрепленные поселения и кузнецов для изготовления оружия, но Толлензе показывает, что и то, и другое было чем просто демонстрацией силы.
“Толлензе показывает нам, что они также были созданы для вполне реальных военных целей, включая полномасштабные сражения, в которых участвовали армии на марше, продвижение во враждебные земли и ведение войны”, — сказал Моллой.