Главная / НАУКА / В тающем льду сделана пугающая находка: свыше полутора тысяч неизвестных вирусов

Ученые обнаружили более 1700 древних вирусов, скрывающихся глубоко внутри ледника на западе Китая, большинство из которых никогда ранее не встречались представителям научного мира.

Эта пугающая находка, пишет Daily Mail, вызывает опасения, что по мере потепления климата и таяния льда могут высвободиться неизвестные науке патогены и спровоцировать смертельную пандемию.

Исследователи обнаружили вирусы в 1000-футовом (около 300 метров( ледяном керне, извлеченном из ледника Гулия на Тибетском плато, расположенном на пересечении Центральной, Южной и Восточной Азии.

Вирусы появились 41 тысячу лет назад и пережили три крупных смены климата с холодного на теплый.

Показательно вот что: всего через день после того, как исследователи опубликовали полученные ими результаты, известный рэпер, ставший актером, Крис «Лудакрис» Бриджес опубликовал видео, на котором он пьет талую воду из ледника на Аляске. Это видео набрало миллионы просмотров в соцсетях, вызвав волну беспокойства о том, что знаменитость рискует своей жизнью, выпивая неочищенную ледниковую воду. Но один из специалистов-гляциологов на этом фоне заявил, что «с ним все в порядке», и что талая вода из ледника — «самая чистая вода, которую вы когда-либо получите».

Однако, отмечает Daily Mail, опасения общественности оказались все-таки не совсем беспочвенными. Ведь смертоносные патогены появились из-за таяния вечной мерзлоты в других местах по всему свету, что вызвало страхи по поводу потенциальной вспышки опасных заболеваний.

Например, в 2016 году споры сибирской язвы вырвались «на волю» из туши животного, пролежавшей в вечной мерзлоте Сибири 75 лет. Как пишет Daily Mail, десятки были госпитализированы, а один ребенок умер.

Но, к счастью, все 1700 вирусов, обнаруженных в этом последнем исследовании, не представляют угрозы для здоровья человека, заявили исследователи. Объясняется это тем, что эти вирусы могут заражать только археи — одноклеточные организмы — и бактерии. Иными словами, не могут вызывать болезни у людей, животных или даже растений. Однако, подчеркивает Daily Mail, их изучение важно, поскольку они открывают окно в глубокую климатическую историю Земли и могут помочь нам понять, как могут выглядеть будущие микробные сообщества.

Группа исследователей под руководством Университета штата Огайо пробурила более 1000 футов (более трехсот метров) в леднике Гулия, огромной ледяной шапке, расположенной на северо-западе Тибетского нагорья. Полученный ледяной керн, рассказывает Daily Mail, был разделен на девять сегментов, каждый из которых представлял отдельный временной горизонт и климатический период. Возраст сегментов варьировался от 160 до 41 000 лет.

Исследователи извлекли образцы ДНК из каждого сегмента и использовали процесс, называемый метагеномным анализом, для идентификации каждого отдельного вирусного штамма. В итоге ученые каталогизировали примерно в 50 раз больше вирусной информации, чем ученые когда-либо собирали из ледников.

В результате своего анализа исследователи обнаружили, что вирусные сообщества выглядят очень по-разному – в зависимости от климатических условий во время их замерзания.

Были замечены явные сдвиги в вирусах, которые существовали в более холодном климате по сравнению с более теплым климатом, рассказал изданию Popular Science соавтор исследования и микробиолог Университета штата Огайо Мэтью Салливан.

Например, особое сообщество вирусов сформировалось 11,5 тысяч лет назад, когда климат переходил от холодной последней ледниковой стадии к более теплой эпохе голоцена, в которой мы сейчас находимся.

Это указывает как минимум на потенциальную связь между вирусами и изменением климата, комментирует Чжун Чжипин, соавтор опубликованного в журнале Nature Geosciences исследования научный сотрудник по микробиологии в Университете штата Огайо.