Главная / НАУКА / Ученые изучают последствия цунами на территории Краснодарского края

Ученые изучают последствия цунами на территории Краснодарского края

Отвес скалы в Краснодарском крае, открывающий тайну древний отложений. Работа ученых на разрезе. Предоставлено Дмитрием Кочергиным

Не так давно в американском междисциплинарном журнале «Науки о Земле и космосе» была опубликована статья международной группы ученых под названием «Столкновение с Чиксулубом вызвало мощное глобальное цунами». Речь шла о катастрофическом мегацунами, прошедшем по океаническим акваториям древнего океана Тетиса и его периферической части Восточного Паратетиса в результате падения огромного метеорита.

Справка «МК». Паратетис — древнее море, простиравшееся от нынешнего Парижа до Алтая в эпоху раннего кайнозоя.

Как рассказал один из авторов исследования, научный сотрудник Мичиганского университета Молли Рэйндж, модель падения метеорита на современный полуостров Юкатан показала, что через 2,5 минуты после удара астероида о землю высота волны достигла высоты 4,5 км. Еще бы! Ведь диаметр небесного гостя составлял около 10 (!) километров.

В течение 48 часов после прибытия космического гостя на побережья всех океанов обрушилась серия грандиозных цунами. Его катастрофические следы-отложения были найдены даже в Новой Зеландии!

Справка «МК». Чискулуб – древний ударный кратер диаметром около 180 км и изначальной глубиной до 17-20 км, находящийся на полуострове Юкатан, входит в список крупнейших ударных кратеров, называемых астроблемами на Земле. Выброс расплавленных под воздействием температур и давления пород, землетрясение и цунами, произошедшие в результате падения метеорита, привели к одному из крупнейших массовых вымираний в биосфере Земли.

Фораминифера. Палеонтологический журнал РАН

Ученые, смоделировавшие катаклизм, утверждают, что в первые десять минут после удара астероида и формирования ударного кратера Чиксулуб скорость течения волны превышала 20 м/с вдоль береговых линий по всему миру.